Особенностью воспитательной деятельности нашего учреждения
является: идея семейного
воспитания школьника с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в нашем учреждении создано восемь
групп семейного типа, целью которых является:
развитие межличностных отношений и
личности каждого воспитанника, способного к интеграции в социальную среду.
Основные задачи воспитательной
деятельности в группах
семейного типа:
1. Создание для детей условий жизни,
приближенных к домашним.
2. Организация социального окружения,
способствующего формированию межличностных отношений.
3. Проведение специальной педагогической
работы в условиях организации коллективной деятельности.
4. Формирование межличностных отношений,
реальных представлений о семье, семейных ролях и структуре в процессе
психолого-педагогической работы (тренинги, игровые занятия и т.д.).
5. Привлечение родителей к совместной
педагогической деятельности.
Деятельность групп семейного типа
осуществляется в следующих направлениях:
-
компенсация недостатка семейного тепла;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в
первичном коллективе;
-
расширение теоретических знаний и передача практических навыков ведения
домашнего хозяйства и приусадебного участка;
-
воспитание положительного отношения к ведению быта и созданию семейного уюта;
- тесное сотрудничество с родителями;
-
психолого-педагогическая коррекция;
-
совершенствование учебно-воспитательного процесса;
-
повышение профессионального уровня педагогов.
Общим принципом организации группы
семейного типа является: совместное проживание детей, объединенных родственными
связями (братья, сестры) небольшими группами в отдельных, специально оборудованных
помещениях. Это позволило выделить существенные признаки, определяющие
социально-психологические корни семьи:
1. Родство (не обязательно является
первостепенным признаком).
2. Ведение общего хозяйства (обязательно).
3. Распределение домашних обязанностей в
соответствии с полоролевыми различиями.
4. Создание и укрепление «семейных»
традиций.
5. Общие интересы (взаимодействие внутри
коллектива).
6. Сотрудничество с другими группами
семейного типа.
7. Сотрудничество с родителями
воспитанников.
Эффективность данной работы может
быть подтверждена следующими результатами:
- каждый
ребенок нашел себе место и занятие в коллективе и повысил свое статусное
положение;
-
взаимоотношения в коллективе стали более теплыми, доброжелательными и
эмоционально окрашенными;
- дети стали более заинтересованы в результатах своей деятельности
как учебной, так и трудовой;
- для всех членов коллектива основной ценностью стало общение и
взаимопонимание;
- в группах семейного типа высокий показатель эмоционально
психологического климата.
Для работы в данном направлении
нашими педагогами были разработаны программы по воспитанию достойного
семьянина: «Семья», «Ведение домашнего хозяйства», «Обслуживающий труд»,
«Народоведение».
Выпуск
школьной газеты «Колосок» ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ – ЭТО ДЕЛО, ВОКРУГ КОТОРОГО СКЛАДЫВАЕТСЯ НАСТОЯЩЕЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ. Рубрики
школьной газеты:
· По
секрету всему свету (здесь ребята делятся мнениями, всевозможной,
разнообразной, интересной, познавательной информацией, которая может
заинтересовать всех, высказывают мысли по разным вопросам).
· Поздравления (поздравляем
взрослых и детей с праздниками, днем рождения, достижениями в спорте, учебе,
работе).
· Полезные
советы (разнообразная информация о том, как сохранить здоровье, советы
взрослых детям, пожелания детей взрослым и т.д.).
· Колючка (шутки,
сатира, анекдоты).
· Сорока (эта
рубрика объявлений, сообщений, информации, которые касаются всей школы).
· Для
самых маленьких (доступный, занимательный материал для младших школьников:
загадки, ребусы, стихи и т.д.).
Принципы
работы над газетой:
· Принцип добровольности (каждый
может попробовать свои силы и применить свои способности, выбрать тему и
рубрику, которая наилучшим образом отвечает его личным интересам и будет
способствовать его развитию).
· Принцип
коммуникативности (расширение круга делового и дружеского общения ребенка
с детьми и взрослыми в свободное время).
· Принцип
самости (самоорганизация, самопознание, самореализация).
· Принцип
развития личности (развитие доброжелательности, внимания и уважения к
окружающим, заботы, участия, овладение культурными ценностями).
· Принцип
развития творчества (подготовка и оформление номеров газеты).
Школьная
газета даёт взрослым возможность непосредственно-эмоционального общения и
совместной деятельности с детьми, формирования доверительных отношений с ними,
понимания мира интересов и увлечений детей.
Мониторинг
воспитательной деятельности
Для
осуществления полноценного мониторинга воспитательной деятельности нами
разработана программа мониторинга.
Цели создания
и реализации данной программы:
1. Совершенствование
воспитательной деятельности Воротынской специальной (коррекционной)
школы-интерната.
2. Определение
эффективности деятельности педагогов по конкретным результатам развития
воспитанников и коррекции недостатков их психофизического состояния.
3. На
основе анализа выявленных тенденций построить систему работы по коррекции
недостатков, развитию, и воспитанию детей с умственной отсталостью.
Для
достижения этих целей решаются следующие задачи:
· создание
системы информационного обеспечения;
· отслеживание
динамики развития воспитанников в соответствии с диагностируемыми параметрами;
· оценка
«траектории» развития личности воспитанников;
· формирование
информационной базы роста и личностных достижений воспитанников и педагогов;
· выявление
возможных отрицательных тенденций в развитии школьников, пути их предупреждения
и преодоления;
· определение
благоприятных психолого-педагогических условий, пути их реализации для развития
личностных качеств, для стимуляции компенсаторных процессов развития детей с
умственной отсталостью.
|